Что оно означает? Когда говорят: "Он на этом собаку съел" - хотят сказать, насколько человек преуспел в своем деле, о его большом опыте, мастерстве.
Когда же пытаешься выяснить, почему же в русском языке, при том, что русские собак не едят, возникло такое необычное выражение, натыкаешься на несколько версий. Самую правдоподобную приведем в конце, а пока перечислим те, что есть помимо нее.
Очень долгое время считалось, что выражение "собаку съел" возникло в крестьянской среде и связано с земледельческим трудом, а точнее, усталостью от него и голодом. Считалось, что когда крестьяне уставали и хотели есть, произносили что-то вроде:
"Так устал, что с голоду и собаку бы съел".
Более детальные исследования показали, что несмотря на существование подобного выражения, оно никогда не было устойчивым настолько, что использовалось всегда и повсеместно. Но самый главный довод против - из него никак нельзя вывести значение "опытности, мастерства" в чем-либо.
Точно также не объясняет происхождение смысла выражения и другая версия. В XIX в. этнограф С. В. Максимов в книге «Крылатые слова» привел историю о том, как жителей Петрозаводского уезда чуть было не накормили собачьим мясом на свадьбе. На ночь в русской печи поставили щи, чтобы приготовилось как следует. Там же ощенилась собака, щенки которой попадали в кушанье.
Совершенно невероятными выглядят версии связанные с азиатской (восточной) кухней и индоевропейской мифологией. О китайской, корейской и прочей азиатской кухне русские крестьяне в старину не имели никакого представления. А в сборнике древних индийских гимнов "Ригведа" убийца собаки - игрок, который удачно играет в кости (в рамках ритуальной игры). Это маловероятно, очень натянуто, а главное, тогда бы это нашло отражение во множестве иных культур, связанных общими индоевропейскими корнями с русскими.
Более-менее правдоподобной версией может выглядеть связь выражения "собаку съел" с другим известным в старину выражением "беса съел".
"Беса съел" означало "стал очень опытным, хитрым и знающим" в чем-либо. Несмотря на явную параллель, отследить изменение "беса" в "собаку" не представляется возможным. Можно только предполагать, что "собака" и в русских народных поверьях, так и в рамках православного христианства - животное нечистое, а "беса" во многих культурах, в том числе, и русской употреблять часто нельзя, чтобы ненароком не вызвать - возможно, поэтому, и произошла замена в словоупотреблении. Но это всего лишь гипотеза, документально это не подтверждается.
Самой вероятной версией, которой придерживаются современные исследователи, а также проект "Даю справку!" - это происхождение от другого выражения, более полного. В.И. Даль в своем толковом словаре в разделе на букву С приводит следующее выражение:
Собаку съел, только хвостом подавился
Получается, что "собаку съел" - это часть фразы. Как, например, "голод не тётка", которое в оригинале звучит, как "Голод - не тетка, пирожка не подсунет".
Т.е. изначальное выражение имело ввиду непростое дело, с которым человек почти справился, но на чем-то незначительном споткнулся. Отследить происхождение современного выражения, и даже не выражения, а его значения, здесь уже намного проще.
Есть еще несколько версий, связанных с происхождением из других языков. Одни приписывают выражение арабам:
مطره سيله سبق
Это арабская пословица, которая для русского уха будет звучать, как:
МАТАРУ СИЛУ САБАК
Перевод: "Его потоки обгоняют его дождь" - в русском как соответствие можно привести "Его дела обгоняют его слова".
Другая версия - о латинском происхождении из древнеримской поговорки linguam caninam comedit (перевод: "язык собачий съел") - так говорили о человеке, который "говорит без меры, много разглагольствует".
Обе версии не выдерживают критики, по той причине, что вряд ли русские крестьяне, в среде которых и возникло выражение, говорили по-арабски или на латыни. Причем латинская версия и вовсе не дает повода для передачи значения "опытного, мастеровитого" в своем деле человека.
Одна из версий связана с церковной средой. Некоторые исследователи считают, что дьячки (пономарь, алтарник) которые отстаивали службу как придется и читали быстро, взахлёб, будто лая. И прихожане - обычно простой крестьянский люд - говорили о таком: "Вот грамоты-то объелся, собаку на этом съел, погляди как лает". Но версия довольно сомнительная, потому как основывается не на исследовании документов, а больше из области представлений о том, каким мог быть быт русских крестьян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий