Кто изобрел батарейку?
Если верить археологам, то первые батарейки появились еще 2000 лет назад. Во время раскопок в Ираке нашли глиняную вазу, залитую битумом, в который были вделаны медный и железный стержень. Действительно ли это использовалось в качестве источника электричества, трудно сказать - это всего лишь предположения.
Первой современной батарейкой по праву можно назвать "Вольтов столб" - устройство, созданное итальянским физиком Алессандро Вольта в 1800 году.
Алессандро Вольта |
"Вольтов столб" представлял собой стопку из пластин разных металлов - цинковых и медных. Между ними клалась ткань, смоченная в кислоте. Химическая реакция между элементами "Вольтова столба" создавала электричество.
Вольтов столб |
Его работа основывалась на предположениях Луиджи Гальвани, который проводил опыты с лягушкой, подводя к ее лапке металлические полоски.
Луиджи Гальвани |
Однако, Л. Гальвани сделал неправильные выводы, решив, что само животное обладает электричеством, назвав это "животным электричеством". А. Вольта правильно понял, что разряд возникал из-за того, что лапка, находившаяся между двумя полосками металла, была влажной и служила в качестве проводника.
По имени Л. Гальвани "Вольтов столб" и другие источники электричества подобного типа получили название "Элемента Гальвани" или "Гальванического элемента". Это, на самом деле, более правильное название для таких устройств, так как батарейка - это батарея, т.е. серия гальванических элементов, соединенных между собой. А единицу напряжения, которую давал гальванический элемент, назвали "вольтом" в честь Алессандро Вольта.
Принцип работы батарейки
Во многом принцип работы батарейки тот же, что и в изобретении Вольта, несмотря на технологический прогресс в их изготовлении. Любая батарейка устроена схожим образом, в ней обязательны три элемента, между которыми происходит химическая реакция, в результате которой возникает электричество: электроды - анод, катод, и электролит.
Устройство батарейки |
Все эти элементы присутствовали изначально и в "Вольтовом столбе". В качестве анода, который является источником электронов, выступает чаще всего цинк. Электролит - как правило, специальное вещество (соль, щелочь), через которое осуществляется взаимодействие электродов между собой. Анод обозначается как "-" (минус), а катод - как "+" (плюс).
Какие бывают батарейки?
Батарейки бывают, в основном, солевыми и щелочными. Жидкие электролиты в них не используются, их определенным образом сгущают, например, при помощи крахмала.
Солевые батарейки, изобретенные в 1865 году - наиболее дешевые в изготовлении, для их производства используют уголь, цинк и хлорид аммония (в качестве электролита). Помимо простоты изготовления и дешевизны, имеют такие недостатки, как окисление, засоливание цинковой оболочки, что приводит солевую батарейку в негодность.
Щелочные батарейки имеют маркировку Alkaline, хранятся они дольше и дают более стабильное напряжение.
Щелочные батарейки |
В принципе, это те же солевые батарейки, однако, разница между солевыми и щелочными батарейками заключается в том, что элементы в них расположены в обратном порядке, а цинк находится в порошкообразном состоянии, что увеличивает контакт элементов батареи между собой, делает их более надежными. Щелочные батарейки имеют гораздо больший объем заряда, что позволяет их использовать в энергоемких приборах (цифровых фотоаппаратах, фонариках, электронные игрушки с электродвигателями и т.п.). Они долговечны, лучше справляются с работой при низких температурах.
Наиболее современны литиевые батарейки (литий входит в состав анода), которые долговечны и безопасны в работе однако, дороже в производстве.
Литиевые батарейки |
К их преимуществам по сравнению с щелочными можно отнести возможность создавать максимально плоские батареи, изготавливать батареи с большим количеством вариантов напряжения, долговечность - в некоторых приборах они могут работать до 15 лет! Их используют в наручных часах, калькуляторах, памяти системной платы компьютера и других приборах.
Проблема всех батареек - необратимость химических реакций. При использовании или с течением времени анод разрушается, либо покрывается продуктами окисления и перестает работать. В таких случаях мы говорим, что батарейка села. Но прогресс не стоит на месте - оказалось, что соединив определенным образом вещества, входящие в состав батареи, можно, пропустив ток через нее, вернуть в прежнее состояние. Такие батареи назвали аккумуляторами - работа батареи в них восстанавливается посредством пропускания электричества в обратном направлении, от катода к аноду. А сам процесс мы все знаем, как "зарядку", т.е. батарея "заряжается". Обычные батареи, рассмотренные выше, заряжать, конечно, нельзя, они для этого не приспособлены - это может привести к их течи или взрыву.
Комментариев нет:
Отправить комментарий